Администрация города
Челябинска
официальный сайт
Интернет-приёмная

У Вас возник вопрос или предложение?

Вы здесь

Челябинцев просят проявлять бдительность и не поддаваться на уловки мошенников

Ежедневно каждый человек использует множество разных высокотехнологичных устройств — пластиковые карты, мобильные телефоны, компьютеры. Регулярно появляются новые модели, программы и сервисы. Одновременно с развитием технических устройств меняются и совершенствуются виды мошенничества, позволяющие обмануть и присвоить денежные средства граждан.

Довольно часто жертвами мошенников становятся пожилые или доверчивые люди.

Преступники используют множество схем: продают пенсионерам препараты, якобы имеющие лекарственные свойства, предлагают поучаствовать в различных «конкурсах» и «лотереях» или обменять имеющиеся денежные средства на купюры нового образца, а также совершают хищения с использованием IT-технологий.

Чтобы не поддаться на уловки злоумышленников, необходимо соблюдать простые правила безопасности пользования мобильными телефонами и пластиковыми картами.

Основные схемы телефонного мошенничества

Обман по телефону. Поступает звонок с незнакомого номера, мошенник представляется родственником или знакомым. Взволнованным голосом он сообщает о проблеме - это может быть ДТП, хранение оружия или наркотиков, нанесение тяжких телесных повреждений и пр. Для решения вопроса нужна определенная сумма денег, которую срочно необходимо перевести на указанный расчетный счет. Подобные звонки могут совершать и «представители» правоохранительных, надзорных и контролирующих органов.
В такой ситуации первое и самое главное правило — прервать разговор и перезвонить тому о ком идет речь.
Можно задавать мошеннику уточняющие вопросы, на которые только вы оба знаете ответы. Ни в коем случае не стоит спешить переводить деньги.

SMS-просьба о помощи. Это упрощенная схема обмана, на которую чаще всего попадаются подростки и люди старшего пожилого возраста. Сегодня схемы перевода денег на счет сильно упрощены и противостоять такому способу мошенничества становится трудно.
Абонент получает смс-сообщение, например: «У меня проблемы, кинь на этот номер 1000 рублей. Мне не звони, перезвоню сам». Нередко добавляется обращение «брат» или «мама».
В такой ситуации важно помнить, что на смс с незнакомых номеров реагировать нельзя, это могут быть мошенники.

Телефонный номер-грабитель. Абонент получает сообщение с просьбой перезвонить на указанный номер телефона платного сервиса. При звонке на платный сервис, с абонентского счета списываются деньги. Единственный способ обезопасить себя — не звонить по незнакомому номеру.

Телефонные вирусы. На телефон абонента приходит сообщение следующего вида: «Вам пришло MMS-сообщение. Для получения пройдите по ссылке...» При переходе по ссылке скачивается вирус и происходит списание денежных средств.

Выигрыш в лотерее. На мобильный телефон поступает звонок с поздравлением крупного выигрыша. Это может быть телефон, ноутбук, автомобиль. Выигрыш приза становится не только приманкой, но и поводом затребовать перечисление крупных денежных средств для оформления документов и уплаты госпошлины.
Если вы узнали о проведении лотереи только в момент «выигрыша», и ранее не заполняли участие в ней и не подтверждали свое участие, то вероятнее всего, это обман.

Используются и другие варианты мошенничества. Абонент может получить звонок от «представителя» компании-оператора сотовой связи, с предложением пополнить счет карточкой экспресс-оплаты. Задача злоумышленников — присвоить данные с карт экспресс-оплаты. Если Вам поступает такое предложение от оператора или радиостанции — нельзя верить.

Простой код от оператора связи. Звонок от службы технической поддержки оператора с предложением подключить новую услугу. Код, который будет отправлен, является комбинацией для перевода денежных средств на счет злоумышленников. Здесь важно не спешить с решением и критически относиться к подобным сообщениям. Лучше всего позвонить оператору и сообщить о полученной информации.

Ошибочный перевод средств. Абонент получает смс-сообщение о поступлении средств на счет. Сразу после этого звонит мошенник и сообщает об ошибке и просит вернуть деньги, которые нужно перевести на правильный номер. После перевода, такая же сумма списывается с расчетного счета еще раз на основании чека, выданного при переводе денег. Т.е. первый раз перевод денег происходит по просьбе мошенника, второй раз — по правилам возврата средств. Здесь следует не поддаваться на обман.

Мошенничества с банковскими картами

В последнее время наблюдается рост числа случаев мошенничества с пластиковыми картами.
Ни одна организация, включая банк, не вправе требовать ПИН-код карты. Для того, чтобы проверить поступившую информацию о блокировании карты, необходимо позвонить в клиентскую службу поддержки банка.

Всем владельцам пластиковых карт стоит следовать нескольким правилам безопасности:

- Никогда и никому не сообщать ПИН-код своей карты.
- Никому не позволять передавать для пользования свою карту.
- Никому не педедавать информацию о реквизитах карты с ПИН-кодом.
- При утере карты необходимо немедленно ее заблокировать.
- Можно использовать только те банкоматы, которые размещены в безопасных местах, где есть охрана и под постоянным видеонаблюдением.
- При совершении операций с пластиковой картой опасайтесь посторонних.
- Банкомат должен быть «чистым», не оборудованным какими-либо дополнительными устройствами на нем.
- Банкомат должен быть полностью исправен.
- Не доверять карту официантам и продавцам. В торговых точках, ресторанах, кафе все действия с пластиковой картой должны происходить только в Вашем присутствии.