Администрация города
Челябинска
официальный сайт
Интернет-приёмная

У Вас возник вопрос или предложение?

Вы здесь

Информация для работодателей об изменениях в законодательстве

Об изменениях в трудовом законодательстве, практике осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере трудовых отношений и законодательства о занятости населения.

Изменения в трудовом законодательстве в 2018 году

Трудовой кодекс Российской Федерации ( далее — ТК) в 2018 году дополнен:
- статьей 53 ТК, где определено, что работники принимают участие в управлении организацией, а именно участие представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации с правом совещательного голоса;
- статьей 53.1 ТК установлено право представителей работников на участие в заседаниях коллегиального органа управления организации, ответственность за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную);
- статьей 131 ТК, где существует возможность выплаты заработной платы в иностранной валюте;
- новой статьей 348.11-1, где внесены дополнительные основания прекращения трудового договора с тренером, в следствии нарушения тренером, в том числе однократного, общероссийских антидопинговых правил и (или) антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, признанного нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации;
- статьей 360 ТК расширен список оснований для проведения внеплановой проверки для федеральной инспекции труда.

Практика осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере трудовых отношений

Наиболее распространены следующие нарушения трудового законодательства: незаконные увольнения и переводы работников; длительные и постоянные задержки сроков выплаты заработной платы; нарушения установленного порядка ведения трудовых книжек; несоблюдение режима рабочего времени и времени отдыха; нарушения норм о трудовом договоре, о коллективных договорах и соглашениях.
Проверяя законность заключения трудовых договоров, прокурор выясняет: не требует ли администрация от поступающих на работу лиц документы, не предусмотренные законодательством; соблюдаются ли требования закона в части испытания при приеме на работу, сроки трудового договора и другие его условия; соответствует ли приказ о приеме на работу содержанию трудового договора, а запись в трудовой книжке – тексту приказа; объявляется ли приказ о приеме на работу работнику под расписку; не нарушаются ли права работников при приеме на материально ответственную работу и в случаях, когда является обязательным предварительный медицинский осмотр; соблюдается ли особый порядок приема на работу сезонных и временных работников; нет ли фактов отказа в приеме на работу беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, а также лицам, освобожденным из мест лишения свободы, и некоторым другим категориям граждан по незаконным основаниям (ст. 56, 57, 64, 71, 213 ТК).

Практика осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства о занятости населения

Наиболее характерные нарушения законодательства о занятости населения:
а) нарушения законодательства о трудовой занятости со стороны работодателей, которые принимают на работу безработных без трудовых книжек либо с трудовой книжкой, но без внесения в нее записи о приеме на работу, а также нарушают установленный законом порядок высвобождения работников с предприятий, организаций, учреждений в связи с их ликвидацией и осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников;
б) нарушения законодательства со стороны безработных: получение пособия обманным путем лицами, скрывающими, что они работают; представление в центры занятости справок о заработной плате с предыдущих мест работы с завышенными показателями.
Прокурор изучает подлинные документы и определяет законность и обоснованность принятых решений о присвоении гражданам статуса безработных либо об отказе в таковом; смотрит, надлежащее оформление следующих документов: решение службы занятости о признании гражданина безработным; представление о выдаче безработному пособия; решение службы занятости и приказ о выплате пособия; уведомление о принятом решении в банк и вышестоящую службу занятости.

По окончании проверки прокурор принимает меры реагирования: возбуждение производства об административном правонарушении, внесения представления или других актов, предусмотренные законодательством Российской Федерации (статья 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (максимальная санкция на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей)
Немаловажное значение приобретают вопросы неотражения рядом руководителей в официальной статистике сведений о наличии задолженности по заработной плате. Путем проведения проверок и обмена информацией с органами статистики выявляются такие предприятия, их руководители привлекаются к административной ответственности по статье 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (максимальная санкция на юридических лиц - от 20 000 до 70 000 рублей, а при повторном совершении административного правонарушения на юридических лиц - от 100 000 до 150 000 рублей.).
Нарушения требований п.п. 2, 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части несоблюдения сроков уведомления учреждений занятости о планируемом высвобождении работников, введении режима неполной занятости, наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей влечёт административную ответственность, предусмотренную ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наказание на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 рублей.
Уголовным кодексом Российской Федерации также предусмотрена санкция за нарушение трудового законодательства статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, которая влечет лишение свободы на срок до одного года. Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов (статья 145).

Подготовлено по материалам
прокуратуры города Челябинска